Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию полезную статью Александра Новоселова в нижегородской газете "КАПИТАЛИСТ" 22(106) от 09 июля 2007 г., посвященную ремонтно-строительному бизнесу в сфере малого предпринимательства.
Ежегодный оборот ремонтного рынка в Нижнем Новгороде составляет около $20 млн, причем примерно треть этой суммы приходится на небольшие компании. По словам участников рынка, создать крупную универсальную ремонтную фирму со штатом специалистов неэффективно - получится неповоротливая, обремененная штатом начальников структура. А потому в этом бизнесе лучше выживают небольшие мобильные компании, которые при увеличении количества заказов могут просто нанять дополнительных специалистов со стороны.
С лицензией или нет?
Рынок строительных услуг делят на две категории игроков. С одной стороны, на нем работают "нелегалы" - целые бригады или мастера-одиночки, выполняющие частные заказы на ремонт и отделку квартир и офисов, занимаются загородным строительством. Клиентов они, как правило, привлекают низкими ценами. Вторая группа - фирмы, имеющие лицензии Росстроя России. Регистрация и лицензирование - дело хлопотное и затратное: полный пакет таких услуг обойдется примерно в $2,5 тыс. при соблюдении всех необходимых условий.
"Поэтому немногие начинают сразу с лицензирования, - отмечает Иван Махтин, директор ООО "Строительная индустрия". - Чаще наоборот - пока дело не наберет обороты и не станет ясно, что дальше без лицензии работать уже несолидно, обходятся без нее".
"Еще один вариант для мелких начинающих организаций - уйти под крыло банка, где у Вас открыт рассчетный счет, - говорит руководитель одной из нижегородских фирм, пожелавший остаться неизвестным.
-Сделать это можно при помощи фирм, занимающихся обналичкой при банке. Деньги проходят по договору, который существует только на бумаге. Банку достается от 3% до 5%. Естественно, такие операции (хотя они и законные) - удел мелких банков, которым очень нужны оборотные средства".
Однако, спрос на услуги легальных компаний растет быстрее, уверяет Иван Махтин. Для проведения отделочных работ в новостройках застройщики имеют право привлекать только лицензированные фирмы, говорит он, поэтому многие ремонтники сегодня устремились за лицензией.
Известно, что лицензию можно оформить на один или несколько видов деятельности - строительство, проектирование и инженерные изыскания. Компаниям, занимающимся ремонтом и отделкой, достаточно получить первую из них. "Для лицензии потребуются документы об образовании юридического лица, договор аренды или право собственности на офис. В штате компании должны состоять инженеры нужных специальностей. Если фирма намерена заниматься только отделочными работами, ей понадобится инженер ПГС (промышленно-гражданское строительство) с опытом работы не менее 5 лет,- рассказывает Иван Махтин. - У инженера должен быть документ, подтверждающий, что за последние пять лет специалист хотя бы раз прошел курсы повышения квалификации. Если удостоверения нет, фирме придется направить сотрудника на курсы, которые открыты при профильном ВУЗе".
Лицензия выдается на пять лет. По закону срок ее получения до 45 суток. За этот период оформляются документы и предприятие включается в федеральный реестр. Стоимость лицензии на один вид деятельности - 1,5 тыс руб.
"Чтобы ускорить и упростить процесс получения документа, владельцы отделочных фирм могут обратиться в юридические компании, - отмечает Игорь Васин, юрист СК "Строй-вариант" В этом случае оформление лицензии на один вид деятельности обойдется в 32 тыс. руб - в эту сумму входят все необходимые сборы и услуги юристов".
Проблема кадров
Для выполнения отделочных работ начинающей организации потребуется бригада из 5-8 человек: маляры-штукатуры, плиточник, несколько отделочников и плотник. "Обычно мы набираем рабочих, размещая объявления в бегущей строке иди специализированных газетах, - говорит Иван Махтин. - Рабочих чаще нанимают по договору подряда. Набор кадров ведем одновременно с поиском заказа или уже под конкретный объект. Всех принятых сотрудников проверяем на компетентность одним-единственным способом - даем поработать день. График работы с каждой бригадой обсуждают индивидуально".
"Главная проблема для хозяина отделочной фирмы - "шабашники", у которых нет страха потерять работу, поэтому можно схалтурить, украсть или просто не выйти на работу, - сетует Игорь Васин. -Порой бывает невозможно объяснить, что переделывать работу - более трудоемкое занятие, чем с самого начала выполнять ее качественно".
При выборе рабочих надо иметь в виду и географический момент. Конечно, желая сэкономить, можно нанять рабочих из ближнего зарубежья, которые готовы работать и за $100 в месяц. "Но, и мороки с иностранцами полно, - отмечает Игорь Васин. - По законодательству их нужно зарегистрировать, где-то поселить. К тому же их еще нужно многому учить, поскольку квалификация у них, как правило, никакая. А, ведь им придется работать с дорогостоящими инструментами и материалами".
"На первых порах, когда количество поступающих заказов не превышает десяти в год, штат может быть небольшим, - говорит Иван Махтин. - Тем более что ремонт - бизнес сезонный, самая горячая пора - лето. И содержать большой штат все двенадцать месяцев не имеет смысла!"
Инструмент
Если Вы решили заняться бизнесом серъезно, то потребуются значительные вложения в оснащение рабочей бригады. По закону работодатель обязан предоставить сотрудникам спецодежду, хотя часто рабочие имеют собственные комплекты одежды.
"На спецодежде экономить не рекомендую. Один комбинезон стоит всего 500-800 рублей, это не такие большие затраты, - говорит Иван Махтин, - зато у компании появляется свое узнаваемое лицо".
А вот затраты на приобретение рабочего инструмента в первое время можно минимизировать, считает Антон Варешников, владелец ремонтной фирмы. "Мне как работодателю, интересно нанять укомплектованную бригаду, - убежден он. Не надо тратить лишние деньги. К тому же к собственному инструменту рабочие относятся гораздо более бережно". Однако, эксперт добавляет, что для постоянной бригады, с которой работодатель планирует сотрудничать долго, лучше закупить профессиональный электроинструмент - шуруповерт, болгарку, перфоратор, электрический плиткорез и т.д. стоимость всего комплекта колеблется в пределах 40-80 тыс. руб.
Кое-каких вложений потребует и офис. Начинающей фирме достаточно арендовать одну комнату 15-30 кв.м. Особых требований к помещению нет - клиенты сюда заходят редко. "Не думайде, что кто-нибудь придет и принесет заказ, - предупреждает Антон Варешников. - Владельцы ремонтных фирм сами бегают в поисках объектов".
Поиск заказов
Чтобы получить первые заказы от собственников вторичного жилья, эксперты советуют сделать хороший ремонт своим знакомым. "Дальше пойдут клиенты по их рекомендации", - уверяет Антон Варешников.
"Выполняя работу, попросите у заказчика письменную рекомендацию или благодарственное письмо, - советует Иван Махтин. - В нем лучше указать контакты Клиента. С рекомендациями проще получить новый заказ. Хорошо также, если Вы постоянно сотрудничаете с архитектурными бюро и они направляют к Вам Клиентов".
Вообще искать Клиентов можно среди частников, коммерческих фирм и государственных органов. "С частниками проще договориться, но претензий у них всегда больше, а требования круче, - отмечает Иван Махтин. - Зато они и платят щедрее. Государство же - клиент неприхотливый. Но, соответственно, и заработки меньше".
Получить заказ на внутреннюю отделку в новостройке можно, выиграв тендер. Ключевой критерий выбора победителя в таких конкурсах - цена на услуги, утверждают специалисты. Игорь Васин предупреждает что молодой компании сложно рассчитывать на победу. Он предлагает пойти другим путем: основной объем отделочных работ на объекте заказчик отдает своему постоянному подрядчику либо победителю тендера, но эти фирмы часто не успевают сделать все работы в срок. Поэтому в этот период можно предложить свои услуги, завоевать доверие заказчика, а затем постепенно увеличивать объемы, штат и расценки на свою работу.
Уже твердо встав на ноги, можно пробовать свои силы на гособъектах. Конечно, госзаказ - это жесткие сроки, крупные масштабы и бесконечные тендеры. Проблема здесь в том, что все работы муниципальных учреждений фирма делает целиком на свои деньги и только после того, как объект сдан, с Вами расплачиваются. "Новорожденным" фирмам это не потянуть. Но вот ремонт какого-нибудь супермаркета или закусочных - по силам. "Хорошо выполненная работа на муниципальном уровне всегда потянет за собой больше Клиентов, чем может привести любой частник", - отмечает Иван Махтин.
Окупаемость
Создать ремонтно-отделочную фирму, по оценкам участников рынка, стоит около 400 тыс руб
-30-35 тыс руб - стоит лицензия,
-60 тыс руб - оснащение офиса,
-20 тыс руб - арендная плата в первый месяц,
-40 тыс руб - инструмент и спецодежда,
-10-15 тыс руб - реклама,
-остальное - зарплата сотрудникам.
При 100% загрузке вложения можно вернуть за первые два месяца, говорит Антон Варешников. Единственное условие, по его словам, - стабильный поток Клиентов: ежемесячный объем заказов должен быть не менее 300 тыс руб.
При качественной работе можно рассчитывать на 7-8 крупных заказов в год или 6-7 мелких ремонтов квартир в месяц. Рентабельность ремонтного бизнеса, утверждают эксперты, - около 20%.
Возможно, эта статья окажется Вам полезной при выборе сферы бизнеса или расширении существующего.